В наши дни не обязательно идти в банк, чтобы совершить какие-либо денежные переводы; не обязательно идти в энергопоставляющую компанию, чтобы оплатить счет за электрический свет; не обязательно идти на железнодорожный вокзал, чтобы приобрести билеты на поезд — все эти и другие подобные вопросы, занимающие массу времени, упрощаются и решаются с помощью Интернета.
Сегодня есть множество областей, где выполнение задачи достигается за счет взаимодействия человека с компьютером — путем использования какого-либо сайта или приложения на мобильном устройстве. Подобные системы должны иметь надлежащий уровень защиты и первое с чем сталкивается пользователь при их использование — это идентификация, аутентификация и авторизация. В чем разница между ними? Давайте рассмотрим подробнее.
Предположим, что есть определенная система или база данных, где содержится ряд из параметров (идентификаторов), например:
Каждый раз, когда что-либо покупаете в Интернете, где-либо регистрируетесь, Вы получаете идентификатор — определенный параметр позволяющий взаимодействовать с системой. Как правило, он является уникальным — не пересекается с другими информационными системами, участниками и пользователями. Таким образом, при необходимости получить доступ к системе или узнать какие-либо сведения, потребуется предоставить один или несколько идентификаторов. Исходя из этого, можно сказать, что идентификации — процесс позволяющий однозначно определить (распознать) субъект или объект, по его идентификатору, в той или иной системе.
Для большего понимания давайте рассмотрим на примере простой ситуации. Вы находитесь дома, занимаетесь своими делами: смотрите фильмы для взрослых, делаете физические упражнения или читаете статью про кибербезопасность на моём сайте. В один момент Вы слышите звонок в дверь, прекращаете заниматься своей деятельностью и направляетесь открывать. Подойдя к двери смотрите в глазок, но никого не видите, спрашиваете: "Кто там?" и слышите в ответ: "Это я, ИМЯ человека!". Имя человека по ту стороны двери, в данной ситуации, является идентификатором. Правильный или неправильный ответ на вопрос — процесс идентификации.
Рассмотрим на примере другой ситуации. Вы совершаете звонок в банк с целью получить какую-либо информацию по Вашей банковской карте. Сотрудник, отвечающий на Ваш звонок, прежде чем предоставить информацию, обязан Вас идентифицировать. Помимо номера телефона, он может запросить у Вас другой идентификатор, например, номер банковской карты или ФИО. Ваш ответ, в данном случае — идентификация.
Для того чтобы предотвратить несанкционированный доступ к системе и данным, одной лишь идентификации недостаточно, поэтому применяют аутентификацию, а в последнее время, все более актуальным становится вопрос — двухфакторной аутентификации. Использование той или иной характеристики в системе зависит от требуемой надёжности, защищённости и стоимости внедрения.
Понятие аутентификации подразумевает проверку подлинности идентификатора или человека (объекта или субъекта). Для этого выделяют три основных фактора аутентификации:
Для общего понимания, рассмотрим на предыдущих примерах. В первом случае, когда к Вам приходят незваные гости и на вопрос "Кто там?" в ответ слышите только имя — это будет идентификация. Порой ее недостаточно, поэтому если спросить какую-либо информацию (фактор аутентификации), которую знает только данный человек, например: "Какое у Вас имя? Сколько лет? На какой ягодице у Вас родинка? и т.д.", то ответ данного человека — аутентификация.
Во случае общения с сотрудником в банке, если информация или требуемые действия будут выходить за рамки идентификации, то сотрудник, для подтверждения подлинности, попросит уточнить фактор аутентификации, например, кодовое слово или последние 3 операции по карте (с точным перечислением содержимого и стоимости). Ваш ответ на его запрос — процесс аутентификации.
Предоставление доступа к той или иной системе, присутствие в ней и выполнения определенных действий — авторизация. Понятие подразумевает, что человек прошедший авторизацию получает полное право выполнять действия в рамках его привилегий и полномочий, для этого в информационной системе могут применять три основные категории:
Если рассмотреть на приведенных примерах, то в первом случае, если человек пройдет идентификацию и аутентификацию, и Вы откроете ему дверь для доступа в квартиру — это будет считаться авторизацией.
Вторая ситуация, в момент, когда банковский сотрудник получит необходимые ему сведения, а затем предоставит или сделает желаемое для Вас (например, перевод денежных средств) - этот процесс будет называться авторизацией.
«...скованные одной цепью
связанные одной целью...»
Все три выше перечисленных процесса взаимодействуют между собой и не существуют друг без друга. В первую формируется идентификатор, затем происходит подтверждения подлинности и соответствия, а в последствие — Вы пользуетесь всеми возможностями и преимуществами системы, в рамках своих полномочий.
В Интернете на каком-либо сайте это будет выглядеть подобным образом:
К слову говоря, Вы сразу же перейти к практике — зарегистрироваться здесь на сайте, затем войти с помощью логина и пароля и воспользоваться возможностями, которые имеют только пользователи, например, написать комментарий.